(мастер-класс для писателей)
От писателя и создателя агентства для авторов “Творческие решения”:
Кратко об авторе мастер-класса:
Маргарита Пальшина – писатель, сценарист, копирайтер, журналист, дизайнер, автор и редактор литературных журналов, лауреат Всероссийского конкурса «КИНО-Хит», Национальной литературной премии «Золотое перо Руси», Международного фестиваля «Русский STIL» (Германия), Южно-Уральской премии, финалист Премии им. И.А. Гончарова, Славянского форума искусств «Золотой Витязь», Всероссийской премии «Писатель года», лонг-листер Бунинской и Горьковской премий.
Более 10 лет в рекламном бизнесе и журналистике, креативные работы неоднократно отмечены наградами на рекламных фестивалях.
В 2018 году отмечена Премией “Деловая книга года в России” как лучший рецензент.
Кратко о проектах агентства “Творческие решения” >>>
Заказать рекламу книги и продвижение автора в СМИ >>>
Заказать издание книги под ключ >>>
Полезные советы и рекомендации для мастер-класса собраны буквально по крупицам – и преимущественно не из книг / чужих мастер-классов, а из непосредственного опыта прохождения по ступенькам – от публикаций на Проза.ру и в пиратских библиотеках до издания печатных книг и публикаций в «толстых» литературных журналах.
Итак, как рекламировать свои книги?
Начну с начала, то есть с названия.
НАЗВАНИЕ. Как ты лодку назовёшь, так она и поплывёт
Название – первый шаг навстречу читателю, первое, что он видит и запоминает о книге. Книг на полках магазинов и в интернет сегодня миллионы. И нужно, чтобы книга привлекла внимание читателя с первой строчки, а она – на обложке.
«Название должно выражать суть книги», чтобы не было потом «мучительно больно» за несоответствие ожиданиям читателя. И всё дело в том, что суть – о чём писать роман – приходит к нам сразу, с первых абзацев текста. Мы озаглавливаем файл с новым романом этим словом / строкой, а потом… Книга пишется минимум год, а то и два, три… К названию привыкаешь, и кажется, изменить ему уже невозможно, как не изменяют Музе или близкому человеку. Но профессионалы не зря говорят о таких названиях «рабочие», то есть нуждающиеся в доработке. Придётся поспорить с Музой и потрудиться.
- Во-первых, название должно быть оригинальным (или хотя бы редким, претендующим на оригинальность).
Читатель видит вашу книгу, скажем, на ОЗОН, а рядом ещё пять с таким же названием… Или решает найти книгу по рекомендации друга в поисковых системах – и находит другие.
Правило: проверить название на частоту повторений.
Свой первый роман я назвала «Белый город», понятное дело, что с таким названием не попасть в первую строчку Яндекса или Гугла, даже на Озоне первые несколько страниц заняты книгами одноимённого издательства. Выход был прост: изменить название, например, на «Встречи в Белом городе», но я им не воспользовалась, а далее пришлось прилагать дополнительные усилия, чтобы книга стала известной хотя бы узкому кругу читателей, публиковать ссылки на неё везде, где только можно, и т.д.
Совет: не выбирайте односложных / простых (существительное + прилагательное) названий, они все уже где-то, так или иначе, существуют.
Идеальный вариант оригинального названия: фраза из текста, например, «Жутко громко и запредельно близко» (Дж.С. Фоер). Поэтам – тем более, лучше выбрать строчку из ключевого стихотворения книги.
Для фантастики можно использовать несуществующие названия, например, «Страна Бритопия», но с пояснением (страна, город и т.д.), иначе читателю это слово ничего не скажет.
- Во-вторых, название должно «зацепить» внимание читателя.
Например, односложное слово «Остров» только параноик будет ассоциировать с «необитаемым», остальные же получают миллион спам-рассылок с предложениями отдохнуть на островах какого-нибудь моря-океана, и им уже скучно. Зато название Мишеля Уэльбека «Возможность острова» или подсмотренное мной в кино название несуществующего романа «Остров без океанов» – уже интрига, загадка, вызывающее желание узнать, прочитать больше, понять-разгадать.
Совет: замечательно, когда в названии уже присутствует интрига или побуждение к действию.
Не всегда получается (особенно для интеллектуальной прозы), но стоит попробовать.
Примеры таких названий:
Классика: «Убить пересмешника» (Харпер Ли).
Современность: «Улыбнись навсегда» (название из лонг-листа премии «Большая книга»-2016). Сразу задумалась: это исповедь фотографа или киллера? Люблю такие названия…
Вот несколько советов, как можно придумать яркое название:
- Конфликт, противопоставление: «Война и мир», «Отцы и дети», «Кино между адом и раем».
- Парадокс, оксюморон: «Чёрный снег», «Понедельник начинается в субботу», «Макулатура», «Приглашение на казнь», «Фантастичнее вымысла», «Внутренняя сторона ветра» и т.д.
- Для прозы, построенной на интертексте или уже знакомой всем мифологии, сработает отсылка к источнику. «Фауст» – «Доктор Фаустус».
- Двойное дно: «Бегущий за ветром» (игра и судьба), «Игра в классики» (игра и претензия на статус) и т.д.
Использовала этот приём для названия своего третьего романа «Фигуры памяти»: фигуры – и люди, и фрагменты жизни/истории.
Здесь, правда, нужно опасаться, чтобы «второе дно не ушло из-под ног» и случайно не вызвало негативных эмоций помимо вашей воли.
- Название не должно вызывать «чернушные» ассоциации и негативные эмоции, если вашей целью, конечно, не было написать нечто скандальное.
Свой второй роман я упрямо назвала «Проникновение» (мне хотелось создать эмоциональную связь между «вторжением на чужую (сокровенную) территорию» и «откровенностью»), но Гугл истолковал моё желание превратно – жёсткой порнографией, а Amazon долго отказывался размещать книгу по цензурным соображениям.
Правило: поиграть в ассоциации или просто погуглить, какие картинки выдают поисковые системы в ответ на ваше название.
Впрочем, скандальные названия иногда способствуют раскрутке, но опять-таки обманывают ожидания читателей. В моем романе о снах читателям явно не хватило откровенных постельных сцен))).
Для бизнес-литературы прекрасно работает «проблема с решением», или ответ на вопрос «Как?» (Как начать бизнес с нуля / похудеть и т.д.), но это уже классика…
Для себя я выбрала такой способ для «креатива» названий. Роман пишется в среднем два года, это 24 месяца. Каждый месяц по главе, подглавке, обогащающей книгу новыми смыслами, значит, и название можно менять раз в месяц. Таким образом, к финалу романа у меня на руках будет 24 названия, из которых уже можно будет выбрать нечто оригинальное или «скрестить» между собой самые яркие.
ОБЛОЖКА. Встречают по одёжке
Обложка – визуальный образ, лицо и эмоциональная суть книги. И не зря большие писатели дружат и сотрудничают с художниками, не доверяя издательствам. Стоит вспомнить «Письма к издателю» Хулио Кортасара, где он неоднократно настаивает, чтобы цвета на печати были точь-в-точь, как на рисунках к его обложкам Хулио Сильва (близкий друг писателя, оформивший несколько обложек его книг). Современные дизайнеры тоже должны УМЕТЬ ЧИТАТЬ, а не только «играть со шрифтами».
На обложке может быть сюжет или деталь, главный предмет, который работает на сюжет книги, метафора и т.д. (окно, фамильная ценность и т.д.), цветовое решение – её настроение: например, все мы знаем, что красный – цвет страсти, а синий – глубоких раздумий и грусти. Спорный вопрос: изображать ли героев на обложке? Каждый читатель «снимает свой фильм по книге в голове при прочтении», не стоит лишать его этого удовольствия.
И ещё: обложка книги – это своего рода зеркало вашего читателя. Вряд ли искушённый интеллектуал возьмёт в руки «коммерческую» обложку в розово-жёлтых тонах, или оформленную под «вампирскую сагу». Как бы ни убеждал вас издатель, что мол, так больше экземпляров продадим, спросите себя и его – кому? Задача писателя найти своего читателя, всем мил не будешь.
Обложки бумажных и электронных книг тоже должны оформляться по-разному. Если в бумажном издании сюжет (образ) обложки может охватывать две стороны книги, то в электронной книге у нас есть только лицевая.
Корешок бумажной книги поможет выделить книгу на полке в магазине:
Если вы тиражный автор, то на красивой обложке можно даже заработать.
Пример product placement:
СЛОГАН, или форма приветствия
Для кого-то книги – путешествия, для кого-то обжитые дома, куда не раз возвращаются. И в том, и в другом случае можно заготовить своего рода «приветствие», или «девиз дома».
Все мы любим цитаты, и хорошим решением будет вынести главную цитату книги на обложку. Она и будет таким слоганом, или главной идеей книги.
Слоган из романа «Белый город» (2009): “Счастье – жить без сожалений” в своё время широко разошёлся по сети, до сих пор цитируют.
Варианты создания слогана:
- Выбираете яркую (короткую) цитату из книги сами, предварительно ответив себе на вопрос «О чём роман? Главная идея?».
- Заказываете слоган специалисту – не копирайтеру, а специалисту, который смыслит в маркетинге, но при этом УМЕЕТ ЧИТАТЬ!
- Идеальный вариант, если вместо слогана будет короткая рекомендация известного писателя, СМИ или литературного журнала.
АННОТАЦИЯ, или «Как дела?»
Только зануда в ответ на вопрос «Как дела?» отвечает, как в действительности у него обстоят дела, мудрые люди рассказывают анекдоты. И мы пересказываем их друг другу подчас даже не из-за юмора, а польстившись на короткую искромётную историю с главным героем (героями), конфликтом и небанальным его разрешением.
О том, как сочинять подобные истории-аннотации, написано немало учебников, не буду повторять.
Хочется с ними поспорить: есть настолько глубокие книги, что пересказывая их в двух словах «кто куда пошёл и что сделал», можно прийти к абсурду. Меня в своё время передёрнуло от аннотации к переизданию романа «Матисс» Александра Иличевского: «Книга о математике, который решил стать бомжом». Вспомнилась фраза Олдоса Хаксли: «Легче сочинить десять правильных сонетов, чем одно хорошее рекламное объявление». А между тем, аннотация и есть рекламное объявление для вашей книги. Поэтому иногда лучше, когда нас хвалят другие – люди, чей авторитет непререкаем.
Если вы публикующийся автор, или у вас есть учителя, мастера среди собратьев по перу, проще обратиться за помощью к ним.
Аннотация на обложке, подписанная известным литератором или влиятельным литературным журналом, вызывает доверие к книге. Новичкам можно такую аннотацию заказать – некоторые литературные журналы предоставляют подобные услуги за деньги (например, «Литературная учёба», «Зарубежные задворки» и др.).
АНОНСИРОВАНИЕ, или талантам нужно помогать…
Когда книга готова, пора начать её анонсировать (хотя умнее будет начать ещё до выхода книги в свет). Вряд ли сегодня остались наивные мечтатели, готовые поверить в то, что гениальная книга пробьёт себе дорогу сама, это всё равно, что мать, родив здорового ребёнка, бросит его в роддоме в надежде, что раз родился здоровым, сам выживет. Нет, ребёнку нужно помочь встать на ноги. Точно так же, чтобы о книге заговорили, нужно создать молву.
ВАРИАНТЫ АНОНСИРОВАНИЯ:
- Публикация отрывков произведения в литературных журналах и на порталах свободной публикации (proza.ru, samlib.ru и т.д.)
В любом романе есть отрывки, которые могут претендовать на самостоятельную историю. Такие отрывки лучше выбрать на этапе редактирования и опубликовать. В подзаголовке публикации указываем: отрывок из нового романа «N». К тому времени, как книга целиком появится на полках магазинов, читатели уже будут о ней знать. На порталах свободной публикации (проза.ру и пр.) можно участвовать в конкурсах, а на заработанные баллы размещать анонсы книг. И это неправда, что писатели читают только самих себя, наоборот, они, как правило, самые читающие и начитанные люди.
- Участие в литературных конкурсах
Есть премии, куда принимают рукописи, или можно отправить на конкурс рассказов отрывок из романа. Надпись: «Лауреат» на обложке книги – своего рода знак качества произведения.
На некоторых конкурсах предусмотрено читательское голосование, а отзывы и рецензии с таких конкурсов также можно разместить на обложке книги.
Отзывы на роман “Проникновение” (Международный конкурс “Триммера-2012. Тени прошлого”)
- Реклама в СМИ (новостные, литературные)
В современном мире даже скандалы «звёзд» – это не информационный, а PR-повод, поэтому большинство медиа-материалов в СМИ размещается за деньги. Чем можно воспользоваться, написав о книге рекламно-новостную статью.
Как читатель узнаёт о книгах, которые стоит читать? Лауреаты премий попадают в газетные заголовки, имена, названия книг запоминаются. Можно ждать официального признания годами – и не дождаться. А можно организовать себе точно такие же «заголовки», привлекающие внимание будущих читателей и создающие имидж автору – как известному писателю.
Примеры создания рекламного материала по книге или о творчестве автора (рецензия, обзорная статья, интервью) и размещение в 10-25 СМИ (новостные, литературные, книжный бизнес и др.) с возможностью вывода рекламы в ТОП-Яндекс.
- Пример размещения интервью: «Писательский диалог: Фигуры речи, памяти, судьбы»
- Пример размещения интервью: Путь к свету – «Книга Чёрной и Белой Магии. Иная Реальность»
- Пример размещения рецензии: “Немецкое издательство «Za-Za Verlag» выпустило новый роман Вадима Сухачевского «Злой октябрь»”
- Спецпроекты в читательских сообществах
(LIVELIB, BOOKMIX, READRATE и др.)
Если вы больше заинтересованы в продаже конкретной книги нежели в создании имиджа писателя, лучше обратиться к крупнейшим читательским сообществам и рекомендательным сервисам интернет. Например, аудитория проекта LIVELIB – это 320 000 человек в месяц, у проекта READRATE – 140 000 подписчиков!
Размещение в течение нескольких дней на главной странице такого ресурса обеспечит массовые и долгие (многие откладывают понравившуюся книгу в «хотелки» и заказывают спустя некоторое время) продажи. Предварительно нужно создать страницу книги и по возможности авторскую страницу.
- Пример размещения рекламного объявления: «Книга Ветра – новый формат в книгоиздательстве».
- Пример размещения рецензии на книгу: «Вдохнуть жизнь в слово, о прозе Михаила Полюги».
- Пример размещения PR-истории о создании книги: «Врата вдохновения» (о «Фигурах памяти»)
- Пример размещения рецензии на книгу: “Злой октябрь” – честные костры времени (по книге Вадима Сухачевского)
- Пример размещения редакционного материала: “5 исторических фактов из книги «Злой октябрь», которые вы примете за выдумку. Неизвестные детали отечественной истории раскрывает в новом детективе писатель Вадим Сухачевский”
- Пример авторской страницы на LIVELIB
- Реклама на тематических интернет-ресурсах
Прекрасно подойдёт тому, кто ясно представляет себе портрет читателя или чья книга имеет узкую тематику. Например, женский любовный роман можно рекламировать в lifestyle интернет журналах о красоте, моде, отношениях. Для «Книги Чёрной и Белой магии» мы выбрали ведущий портал по эзотерическим вопросам «Астромеридиан» с возможность перепостов в соцсети журнала.
Пример статьи: “Путь к свету. Книга Знаний”
Под бизнес-литературу можно завести блог на деловых порталах.
Например, свой блог о креативе я веду на рекламном портале SOSTAV.ru
А роман о Москве «Фигуры памяти» представляю на порталах MOS.NEWS и в путеводителе по Москве на ЗАГРАNИЦА.ru
Совет: Если вы не можете определить портрет своего читателя – посмотрите в зеркало. Писатели, как правило, пишут книгу, которую сами хотели бы прочитать. А дальше – спросите себя: «Что мне нравится?», «Где бываю?», «Чем увлекаюсь?» и т.д. Из ответов на эти вопросы может родиться список интернет-ресурсов, где размещение рекламы вашей книги даст наилучшие результаты.
- Спецпроекты в социальных сетях
Реклама в социальных сетях должна быть активной и развлекательной, а именно: в соцсетях никто не хочет думать, перенапрягаться, тем более, читать длинные тексты.
Активные действия со стороны читателей может вызвать «вирусный проект» (например, яркие картинки с цитатами книги, вызывающие желание поделиться ими на своей странице).
Так у меня и родилась «КНИГА ВЕТРА»: изначально я задумывала её с целью самопиара, со временем книга на открытках выросла в самостоятельный проект.
Сайт проекта: windbook.ru
Facebook-страница: www.facebook.com/KnigaVetra/
Естественно сайт сам себя продвигать не может, придётся вкладываться в рекламу и публикации в тематических сообществах.
Для продвижения книги также хорошо работает конкурс рецензий (придётся запастись ценными призами: «Кто похвалит меня лучше всех, получит сладкую конфету айпад в подарок»))).
В качестве визуальной рекламы книги отлично работают буктрейлеры:
Но и их лучше «раскрутить» на YouTube до 1000 просмотров в первые сутки, чтобы видео начало «подтягивать» просмотры само и не тонуло «в общем хоре».
А ещё можно задействовать аудиорекламу (люди с удовольствием слушают и делятся музыкой и аудиозаписями в сосетях):
- Можно создать аудиокнигу и разместить её на соответствующих площадках с возможностью делиться страницей в соцсетях.
Пример размещения: Интервью о создании аудиокниги «Грани» с возможностью прослушать и скачать озвученные рассказы.
- Можно создать аудиоподкаст с отрывками из книги или интервью о ней (или серию тренингов для бизнес-литературы) на таких площадках, как PODFM, PODSTER
Примеры моих подкастов со стихами и рассказами:
На площадках аудиоподкастов также можно воспользоваться услугами продвижения и рекламы.
- Можно создать рекламный радиоролик и запустить его не только в соцсетях, но и на радио.
Пример: http://windbook.ru/radio/
И конечно, каждому автору нужен авторский сайт.
Он служит, с одной стороны, в качестве исчерпывающего источника информации о вас, а с другой, может продавать книги, как самостоятельный интернет-магазин.
Пример авторской книжной лавки: https://copy-writer.ru/bookstore/
Сайт можно оформить как авторское представительство в сети или как отдельный мир книги (если у вас пока одна книга):
Пример моего первого сайта под роман “Белый город”
Пример презентации героев к роману “Проникновение”
УСЛУГИ ПО СОЗДАНИЮ САЙТА:
- CMS (WordPress, Wix и пр.) с возможностью впоследствии обновлять сайт самостоятельно,
- как блог
- HTML c возможностью сопровождения (за дополнительную плату)
- Креативная концепция, разработка структуры
- Выбор и регистрация хостинга, домена
- Дизайн и вёрстка
- Тексты, копирайтинг (рецензии на книги, выбор цитат, автобиография и т.д.)
- Визуальный контент: фото (с возможностью фотосъёмки), видео (сценарий, монтаж), мультимедиа-презентации
- Интеграция соцсетей (виджеты, вирусный эффект и т.д.)
- Плагины отзывов и интернет магазина
- Инструкция пользователя и /или сопровождение
ОФФЛАЙН РЕКЛАМА (для тиражных авторов)
Презентации и участие в книжных выставках
На выставочный стенд стоит принести не только книги – книг на выставках хоть отбавляй.
Нужно уметь заинтересовать, привлечь внимание посетителей.
Продуманный рекламный плакат будет виден издали, а QR-код на нём позволит сразу выйти в интернет на страницу с подробным описанием книги.
Буктрейлер послужит отличной видеорекламой книги вместо плаката.
Что ещё?
- Оригинальные визитки хранятся и создают имидж писателю:
Знаменитую фразу: «Убей писателя, спаси дерево!», можно прокомментировать визиткой из экокартона, создав себе имидж «зелёного» (борющегося за экологию) писателя. Этот же имидж послужит прекрасным оправданием того, что издаётесь не тиражами, а по принципу print–on–demand.
- Вместо визитных карточек можно использовать флешки:
Прекрасный формат для электронных и аудиокниг.
Иногда на выставках и презентациях посетители не могут скупить все книги, которые им нравятся (не унести), а брендированная флешка-визитка легка на подъём, её всегда возьмут с собой, как берут визитки.
И конечно же, все читатели бумажных книг любят красивые ЗАКЛАДКИ!
Позаботьтесь о них! Такая закладка укажет путь к “страничке книги” в магазине для написания отзыва после прочтения.
- Сувениры в тему книги:
Например, “волшебная” чашка с проявляющимся изображением для мистических книг.
Или игрушки-герои из детских сказок:
Реклама на специализированных площадках
Здесь опять же возвращаемся к портрету читателя / теме книги.
Например, книгу о путешествиях логично рекламировать на борту самолёта или в турагентствах (есть услуга – брендирование конвертов):
Женские романы в салонах красоты и фитнес-центрах:
Рекламные плакаты, брендирование зеркал, видеореклама, полиграфия.
Буктрейлеры можно показывать в кинотеатрах перед премьерой фильма, схожего по тематике с вашей книгой.
Например, у вас фантастический роман, тогда смотрим список премьер, выбираем самую громкую премьеру фантастического боевика или триллера и размещаем буктрейлер, как рекламный ролик перед показом фильма – 100% попадание в целевую аудиторию!
Даже наружную рекламу можно сделать креативной и живой.
МОИ УСЛУГИ:
- Рекомендации, PR-план по СМИ, исходя из темы книги;
- Разработка креативной концепции, исходя из сюжета и темы книги;
- Визуальный образ, слоган, тизер, аннотация;
- Рецензии и рекламные статьи в СМИ;
- Адаптация концепции под все виды СМИ: наружная реклама, Indoor, полиграфия, Интернет, пресса …
- Список рекомендуемых подрядчиков для реализации и организация рекламной кампании автора.
Полный перечень услуг для писателей и прайс-лист>>>
Буду рада сотрудничеству с Вами!
Агентство «ТВОРЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ»: издательские, рекламные, PR и мультимедиа услуги авторам (писателям, художникам, людям творческих профессий), предпринимателям и малому бизнесу, а также организаторам культурных мероприятий (выставки, презентации, фестивали, премьеры и т.д.).
Для авторов:
- Издание книг в любых форматах: бумажные, электронные, аудиокниги и распространение в магазины;
- Реклама книг и рецензии в СМИ;
- Создание буктрейлеров и авторских сайтов;
- Разработка креатива для выставок и презентаций.
Для предпринимателей:
- Официальный сайт или онлайн магазин индивидуального дизайна с возможностью разработки названия предприятия, логотипа и фирменного стиля;
- Креативная / оперативная полиграфия и сувениры.
Для мероприятий:
- Репортажи / релизы в СМИ с возможностью фотосъёмки;
- Создание мультимедиа-контента: видео, презентации, креативная полиграфия.
Портфолио агентства “ТВОРЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ”
Подробнее на моём сайте www.creative-decisions.ru
Контакты:
margopa@mail.ru
+7 (926) 325-41-88